суббота, 1 сентября 2018 г.

Открытый урок «О чём говорят украшения»




ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие:
 - Знакомство с  ролью украшения в жизни человека 
Развивающие:
-развитие творческих навыков работы  с  красками
Воспитательные:
 - развитие эмоциональной и творческой активности учеников,       -воспитание интереса и уважительного отношения к  художественному творчеству
Дидактические:
-Формирование  УУД в условиях решения учебных задач.
- Создание условия для формирования у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности  



Предметные умения:
1. Понимать роль украшения в жизни человека
2. Сравнивать и анализировать украшения с разным характером и определять намерения человека
3. Понимать характер линии, цвета, формы для раскрытия намерений человека
4. Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно



Личностные:
- способность к художественному познанию мира;
- эмоционально ценностное отношение к окружающему миру.
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.   


Метапредметные результаты:
 Регулятивные УУД:
- целеполагание
-планирование
-прогнозирование
- контроль, оценка, коррекция
-выделение уже освоенного и того, что еще предстоит освоить



Познавательные УУД:

– логические (анализ объектов с целью выделения признаков)
- самостоятельное выделение познавательной цели
- моделирование, логическое решение проблемы,
- доказательство
- выдвижение гипотез и их обоснование
- структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание



Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками
- контроль, коррекция, оценка действий своих одноклассников  
- умение полно и точно выразить свои мысли
- рефлексия




РАБОТА С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ





«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».
К. К. Платонов




Принципы педагогической деятельности в работе
с  высокомотивированными (способными, одарёнными) детьми:
          принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
          принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
          принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
         принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.




Важными условиями для развития мотивации детей являются:
         Максимальная самостоятельность школьников.
         Практическая значимость и польза знаний для самих школьников.
         Фактор времени (неограниченное время стимулирует к выполнению творческой деятельности), оборудование и гигиенические факторы (наполняемость класса, шум, освещенность и др.).






Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в начальной школе



«Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога.
  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

А.В.СухомлинскиЙ


Здоровье человека зависит:
на 50% - от образа жизни
на 25% - от состояния окружающей среды
на 15% - от наследственной программы

на 10% - от возможностей медицины.



На  здоровье школьников оказывают влияние внутришкольные факторы:

• Интенсивность обучения;
• Снижение двигательной активности;
• Нарушение зрения, осанки;
• Ухудшение нервно – психического здоровья;
• Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
• Недостаточная освещенность кабинетов;
• «Плохой» воздух школьных помещений;
• Неправильная форма и величина школьных столов и стульев;
• Несоблюдение режима дня. 









Системно – деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся


     

     Введение ФГОС в образовательный процесс позволило по-другому посмотреть на возможность организации обучения школьников на уроках изобразительного искусства.


            Предмет «Изобразительное искусство» играет огромную роль в становлении личности ученика, так как способствует развитию эстетического вкуса и художественного мышления, способствует его личностному развитию. Опыт моей преподавательской деятельности выявил противоречие между отношением к урокам изобразительного искусства как к второстепенному предмету и в тоже время с высоким требованием государства к современной развитой творческой личности.
            Я уверена, что для реализации данного требования, для успешного преподавания  ИЗО необходимо создать условия, которые окажут положительное влияние на развитие художественного творчества детей. Развитие интереса школьника к изучению изобразительного искусства, к теме урока, к творческому практическому заданию – это необходимое условие проявления художественного творчества.
            На уроках ИЗО при выполнении практических творческих работ происходит формирование навыков самостоятельной деятельности, формирование способности чувствовать и воспринимать изобразительное искусство во всем многообразии жанров и видов. У детей развивается умение познавать мир через образы и формы. При этом учащийся анализирует и сравнивает. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать для достижения своих творческих замыслов композицию, цвет, линию, объем, фактуру.
            Применение различных форм, приёмов и методов системно – деятельностного подхода в обучении позволяет мне более эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Например, через уроки с применением ИКТ удается пробудить познавательный интерес к предмету.
            Использование ИКТ таит в себе массу преимуществ, делает процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе урока хорошо сочетается с развивающим, проблемным и дифференцированным обучением. В современных условиях ИКТ являются мощным средством обучения, и их применение на уроке служит серьезным подспорьем для меня в повышении качества образования и эффективности обучения.
            В процессе работы я поняла, что использование ИКТ позволяет задавать темп изучения материала, адаптировать учебные задания к возможностям учеников. [1] Возникла необходимость в создании презентаций, выполненных при помощи Microsoft Power Point.         Собранный материал к теме урока, его структурирование, систематизирование, оформленные на слайде стали достигать поставленной на уроке цели. Презентация помогает мне объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Во время урока на этапе изучения нового материала приходится бесконечно рисовать на доске множество эскизов, объяснять и показывать типичные ошибки. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки. Благодаря презентации, ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Они учатся рассматривать, анализировать, высказывать своё мнение и отношение к художественным произведениям. Такие просмотры с комментариями производят на учащихся большое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.
            После изучения теоретической части следует учебное задание и практическая работа учащихся. При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию. ИКТ используются как еще один деятельностный приём, способствующий достижению целей урока.
            Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Эта работа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты, необходимый запас жизненных впечатлений и зрительных образов.




            Опыт моей работы показывает, что изобразительное искусство – достаточно сложный предмет, который содержит в себе знания о цвете, композиции, пропорциях, перспективе. Поэтому, приходится постоянно искать приёмы, формы и методы работы, которые сделают процесс обучения более интересным и результативным. Выстраивая свои уроки с использованием различных форм, приёмов и методов системно-деятельностного подхода, стараюсь научить своих учеников продуктивно трудиться, проявлять самостоятельность и творческую инициативу.

  Методы
Обоснование применения
Деятельностный  метод обучения
Данный метод основан на методе рефлексивной самоорганизации, учащиеся получают возможность вырабатывать умение учиться, системно овладевать всем комплексом УУД и учебной деятельностью.    
 Метод проектов

 Данный метод   развивает познавательные  УУД учащихся, умение самостоятельно мыслить, развивает творческую инициативу, умение   решать проблемы, ориентироваться в  ЦОР, развивает умения делать прогноз  и оценивать результаты  своей творческой работы. Метод проектов ориентирован   на   индивидуальную, парную и групповую  формы работы учащихся.
Исследовательский метод
 [2] Исследовательская деятельность формирует умение применять в творческой работе самостоятельность, развивает наблюдательность, воображение, умение нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.    
Метод проблемного обучения
 [3] Метод проблемного обучения позволяет приобретение учащимися новых знаний; формирование прочности знаний; формирование познавательных и творческих способностей.   Проблемный метод основан на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность. На своих уроках часто использую следующие проблемные ситуации: ситуация неожиданности, ситуация-предположение, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие, ситуация неопределенности; эвристическая беседа, проблемные задания.
Методы стимулирования учебной деятельности 
 Методы стимулирует возникновение положительных эмоций по отношению к  творческой работе, к содержанию учебных занятий, к формам осуществления учебной задачи. Используется приём удивления, игровые моменты, создание мотивационных ситуаций успеха. Игра развивает познавательный интерес к предмету и активизирует творческую деятельность учащихся, помогает детям развивать речь, формирует коммуникативные УУД, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и скорость реакции, преодолевает пассивность. Ситуации успеха поощряют промежуточные действия учащегося путем похвалы и  подбадривания его на новую деятельность.  
         
            Использование системно – деятельностного подхода на уроках изобразительного искусства формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, развивает умение ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
            В традиционной, проектной или исследовательской работе дети применяют использование нестандартных техник и приёмов рисования. Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения.
            Неоценимое значение при системно – деятельностном подходе имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, роспись, кляксография, торцевание, выдувание, рисование ватными палочками и др. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями.   На уроках происходит освоение детьми различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши цветные и акварельные, пластилин, картон, мелки восковые и масляные, бумага разного цвета и качества, разной структуры и фактуры и т. д.). Овладение различными материалами, приёмами работы с ними позволяет детям подходить более творчески в их использовании при отражении в творческих работах своих впечатлений.  
            Творческая деятельность вселяет уверенность в каждом ученике в том, что он может фантазировать. Одним из способов развития творческих способностей и фантазии является выполнение ряда необычных проблемно-исследовательских заданий, которые развивают воображение, умение отойти от шаблона и работать по собственному замыслу: сказочные птицы; сказочный дом; необычная игрушка; выполнение орнаментов на разные темы; чудо-зверь; фантазийное царство; образ солнца; образ дерева; портрет, составленный из изображений овощей, фруктов; образы животных из  геометрических фигур и многое другое.
            Одним из главных условий развития творческих способностей учащихся является применение системно – деятельностного подхода в обучении. Творческие способности не могут быть одинаковыми у всех ребят в силу их особенностей, поэтому необходимо дать каждому школьнику возможность проявить себя и испытать радость  от своей творческой деятельности. Необходимо организовывать творческую практическую деятельность так, чтобы все учащиеся, в особенности дети, испытывающие затруднения, проявили желание учиться и стремление не отставать от других учеников, научились работать самостоятельно и с увлечением.  
      


Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»



Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 1 - 4 классов разработана на основе требований к результатам ООП НОО МКОУ «Вихоревская СОШ №2» в соответствии с ФГОС НОО.



Срок реализации программы – 4 года.

    Используемый УМК:

Автор/авторский коллектив
Наименование учебника
Класс
Наименование издателя учебника

  Неменская Л. А. / Под ред. Неменского Б. М.

 Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.

1
М.: Просвещение
Коротеева Е.И. /Под редакцией Б.М. Неменского
Изобразительное искусство. Искусство и ты
2
М.: Просвещение
Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. / Под ред. Неменского Б. М.

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас.


3
М.: Просвещение
Неменская Л. А. / Под ред. Неменского Б. М.
Изобразительное искусство. Каждый народ - художник.
4
М.: Просвещение