среда, 27 марта 2019 г.

Подготовка детей к обучению в школе. Программа школы «АБВГДейка»


Главной целью предшкольной подготовки детей дошкольного возраста является формирование готовности ребёнка к школьному обучению.
Рассмотрим задачи предшкольной подготовки:
- формирование положительной  учебной мотивации;
- развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам;
- развитие  элементарных  математических  представлений;
- развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;
- развитие  мелкой  моторики;
- формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности.
Четко определяются основные линии предшкольной подготовки: общее развитие ребёнка, умение произвольно управлять собой, формирование положительной учебной мотивации
 Проблемы, стоящие перед  начальной школой:
Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе
- Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения
- Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс
- Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные 

Зачем готовиться к первому классу?

     Далеко не все осознают, зачем нужна подготовка к первому году в школе, и настаивают на ней просто потому, что «так принято». Именно из-за такого подхода и возникают проблемы в будущем — бестолковая подготовка может привести к накоплению в голове ребенка огромного числа бесполезных знаний при полном отсутствии навыков, которые ему действительно необходимы. Например, иногда дети могут выдавать набор из слов на английском языке, но совершенно не понимают, как вести себя на уроке, или теряются при необходимости отыскать дорогу из класса в туалетную комнату.
 Очевидно, что каждый будущий первоклассник обязан обладать элементарным набором знаний и навыков. Они помогут   уверенно чувствовать себя в новом коллективе, позволят избежать стресса и настроиться на процесс обучения.  
       По сути, подготовка к школе сводится к тому, чтобы помочь будущему первоклашке созреть интеллектуально, подготовиться к    школьной жизни, а также развить эмоциональную и психологическую совместимость с коллективом.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас намного труднее учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей, становится очень трудно взаимодействовать с другими ребятами. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась шкала ценностей, изменился круг интересов детей.
И поэтому, сегодня усилия многих людей: родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а также сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства людей школа - это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый.  Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители должны быть заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным, позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а также установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
В МКОУ «Вихоревская СОШ №2» работает субботняя школа «АБВГДейка», где будущего первоклассника постепенно ставят в рамки правил и требований, которые он должен соблюдать.   
СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ  «АБВГДейка» ОБУСЛОВЛЕНО потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников
Педагоги:
- ведут  наблюдения за индивидуальным развитием детей ;
- активно общаются с родителями;
- накапливают  информацию о каждом ребенке; 
- заблаговременно и качественно готовятся  к  началу нового учебного года

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ  «АБВГДейка» ОБУСЛОВЛЕНО потребностью детей в умении осознавать и понимать новый статус школьника
 Дети:
знакомятся с помещением классов и их оборудованием;
узнают, как проходит учебное занятие;
совершенствуют свои интеллектуальные умения;
овладевают основными нормами и правилами школьной жизни;
обретают начальные умения школьного сотрудничества с учителями и друг с другом,  готовятся  к  началу  школьного  обучения
СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ  «АБВГДейка» ОБУСЛОВЛЕНО потребностью родителей в психологическом сопровождении их детей при переходе на новый образовательный уровень – обучение в школе.
Родители:
налаживают  сотрудничество с педагогами;
получают конкретные рекомендации по оказанию детям помощи дома  и поддержки в процессе их обучения
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются курсы: «По дороге к Азбуке», «Путешествие в страну Математики», «Путешествие в страну Умений».
  Курс «По дороге к Азбуке» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи. Особое внимание уделено подготовке руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ печатной буквы, развивает умение слого–звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребёнка. В данном курсе формируются знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение».
Курс «Путешествие в страну Математики» формирует знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном курсе дети приобретают знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика».
Курс «Путешествие в страну Умений» формирует начальное представление о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.    Прививаются простейшие приемы работы с бумагой, клеем, природными материалами, пластилином, бросовым материалом.  Развивается навык работы при помощи шаблона или трафарета, работы по образцу, схеме, плану, инструкции, ориентирования на столе, листе, в пространстве.    В данном курсе формируются знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Технология».  
Обязательными элементами занятий являются:
                    речевая разминка
                    пальчиковая гимнастика
                    упражнения для воспитания правильной осанки
                    упражнения для предупреждения зрительного утомления
                    упражнения на расслабление
                    физминутки со словами и движениями
                    использование зрительного и музыкального ряда
 Разработанная программа «АБВГДейка» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.  Продолжительность обучения - с октября по май учебного года. Общее число занятий - 30.
 Режим занятий: 1день в неделю по 3 занятия в день. Начало занятий: 10.00 ч. Длительность занятий не более 30 минут. Перерыв между занятиями не менее 10 минут.
В заключении назову ещё раз плюсы систематического посещения детьми субботней школы:
такая подготовка в значительной степени избавляет от стрессов и способствует адаптации, так как у ребенка есть возможность завести друзей среди будущих одноклассников, освоиться в школьных стенах, привыкнуть к классу и учителям;
родители практически полностью избавлены от необходимости обучать ребенка дома, потому что большая доля   ответственности за предшкольное обучение   перекладывается на саму школу;
посещение субботней школы дает психологическое преимущество ребёнку перед детьми, не посещающими её.



Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность

ВЕСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ





С 15.01.2019г. по 15.02.2019г. в рамках «Марафона знаний-2019» проходила персональная выставка работ по изобразительному искусству ученицы 4-в класса Гайниш Евы.


Цель персональной выставки: мотивация личности ребёнка к творческой деятельности.
Задачи:
·  создание ситуации успеха;
·  развитие неповторимой творческой среды;
·  самореализация личности.
      



   Персональная выставка рисунков Евы самая простая массовая доступная, позволяющая увидеть потенциал юного художника в наиболее полном объёме, наметить пути дальнейшего развития его дарования, возможность самому маленькому автору ощутить атмосферу публичности и значимость сделанного. Это прекрасная возможность для ребёнка показать свои достижения и талант. 



      На выставке были представлено 26 тематических школьных работ Евы, которые она выполняла, учась во 2-4 классах.




 Благодаря выставке дети начальной школы приобщились к творчеству юной художницы. На выставку посмотрели не только младшие школьники, но и учащиеся средней школы, родители, педагоги и работники школы.