воскресенье, 30 июня 2019 г.

Развитие творческой индивидуальности младшего школьника на уроках изобразительного искусства


 

Эпиграф:

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В.А.Сухомлинский


Развитие у учащихся творческой индивидуальности, воображения и фантазии – это импровизация, игра, мистификация. 

Считаю, что необходимо быть чуткими и осторожными ко всем проявлениям детской фантазии. По детским рисункам, где за самым обыкновенным сюжетом может скрываться богатое и очень сильное воображение ребенка, я стараюсь рассмотреть настроение и проявление индивидуальности.

Как показывает мой опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества школьников:

1. Наличие оборудованного кабинета

2. Наличие мультимедийного оборудования

3. Обеспечение учащихся всеми необходимыми для работы материалами


Считаю, что главенствующим предметом, приобщающим учащихся к творчеству, формирующим художественно-эстетическую культуру, является изобразительное искусство. В личности школьника изобразительная деятельность развивает художественное видение, способность ценить красоту, развивает творческую индивидуальность.


Думаю, что любому педагогу следует уяснить, что ребёнок, мыслящий стереотипно, не сможет развиваться полноценно. Необходимо развивать у школьников гибкость, критичность и быстроту мышления, эти три составляющие означают, что необходимо развивать творческие способности учащихся.

Считаю, что творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи. Эта способность напрямую зависит от кругозора ребёнка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных сторон.


Если внимательно относятся к процессу творчества младших школьников, то можно убедиться, что детей в этом возрасте гораздо больше интересует изображение действий, событий, чем рисование с натуры.

К сожалению, эти важнейшие психофизиологические особенности развития младших школьников не принимались во внимание при разработке программ по рисованию. Считалось, чуть ли не аксиомой, что задача обучения рисованию состоит в усвоении школьниками определенного набора правил изображения, а творческое развитие равносильно отказу от обучения. Причем выделяемый в таких случаях набор правил скорее можно отнести к «техническому рисованию», чем к искусству.

Программа Б.М. Неменского позволяет мне в какой-то мере отойти от этой практики, что в свою очередь не исключает обучение учащихся изобразительной грамоте. В своей работе с детьми я стремлюсь к следующим результатам:

1. К развитию творческой индивидуальности ученика, природных задатков, эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру.

2. К развитию интереса и уважения к народным традициям и различным культурам.

3. К умению реализовывать свои интересы, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир и отображать его в творчестве.

4. Для достижения вышеуказанных результатов я использую различные формы работы с детьми, которые применяю на уроках и во внеурочное время (презентации, защита проектов, дидактические игры, викторины, конкурсы, выставки (в т.ч. персональные, тестирования и т.д.


Хочу заметить, что детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы — страхи, тревожность. Если в рисунках преобладает черный цвет, это говорит о подавленности, протесте. Красный означает возбудимость, повышенная активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье. Важно также понимать, что рисунок — это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5—6 рисунками, сделанными в разное время. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу:

- Если ребенок  постоянно выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий в рисунках мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью. 

- Если ребенок использует стандартные для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Он адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

- Если же при изображении заданного предмета ребенок использует многообразие цвета или цвета, несоответствующие определенным частям предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии. 


Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует от них художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Так же необходим запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. 

Применение различных форм, приёмов и методов обучения позволяет мне, как учителю более эффективно осуществлять свою деятельность по формированию творческой индивидуальности детей (применяемые методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (демонстрация), метод инструктажа, частично-поисковый, проблемный, метод самостоятельной работы, метод стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля; формы обучения: индивидуальная, фронтальная и групповая). Уроки с применением ИКТ позволяют мне пробудить интерес к уроку, значительно повышают познавательный интерес учащихся и таят в себе массу других преимуществ. Использование  ЭОР на уроке делает процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Я считаю, что в современных условиях ИКТ являются мощным средством обучения, и их применение на уроке служит серьезным подспорьем для меня как в повышении эффективности обучения, так и в повышении качества образования. 

Благодаря презентации, на уроке - путешествии ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Они учатся рассматривать, анализировать, высказывать своё мнение и отношение к художественным произведениям. Такие просмотры с комментариями производят на учащихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству. 

На моих уроках прослеживаются межпредметные связи с историей, литературным чтением, окружающим миром и технологией, самостоятельная работа детей очень часто сопровождается тихой музыкой.



Уроки с применением технологии проектного обучения интересны и познавательны для учащихся: они активно влияют на мотивацию ребёнка к учению. Очень важно также и то, что в работе над коллективным проектом дети учатся сотрудничеству, и такое обучение воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, помогать друг другу. Проектная работа ставит и меня в позицию сотрудничества с учениками, позволяет выявить деловые качества ученика, способствует обогащению его знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческой индивидуальности ребёнка.


Урок–фантазия. Через природу и окружающую реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать, творить. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

- чудо-зверь;
- сказочные птицы; 
- образ сказочного героя;
- фантазийное царство; 
- образ солнца;
- образ дерева;
- сказочный дом;
- весёлые овощи; 
- необычная игрушка и многое другое.


Урок-импровизация. Импровизировать - исполнить художественное произведение, создавая его в момент исполнения). Считаю, что в импровизации нет ошибок — только возможности. Случайный мазок или линия приведут ребёнка к неожиданным открытиям. Ключ к свободе — это способность принимать все, что получается, независимо от того, насколько это примитивно, кустарно, нелепо или глупо. Творческие задания для детей по импровизации:

- изображения из геометрических фигур;

- ритм пятен (рисуем настроение, рисуем музыку)


Использование различных техник рисования на уроках изобразительного искусства. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях я стараюсь, применяя нетрадиционные художественные техники изображения. В изобразительном искусстве «техника» - это работа специальными материалами и инструментами.

Неоценимое значение для развития творческих способностей детей имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, роспись, кляксография, торцевание, выдувание, рисование ватными палочками, кофейным раствором и др. В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, мелки, ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры и много другое. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям начальной школы более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих личных впечатлений от окружающей жизни.

Мир маленького человека, красочный, эмоциональный. К сожалению, не все дети любят рисовать предметы, людей или какие–либо сюжеты на заданную тему, используя традиционные способы рисования – я думаю, проще и интереснее дети рисуют, применяя нестандартные техник. Вышеперечисленные нестандартные техники совсем не сложные, а работы получаются довольно эффектными, что придаёт ребёнку уверенности в себе.
Для меня стало очевидным, что одной из важных задач изобразительной деятельности является освоение различных техник рисования.


В.А. Сухомлинский писал о том, что “Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”.

Увлеченность младших школьников содержанием своих рисунков, активное проявление личного отношения к изображаемым персонажам — все это усиливает выразительность детских работ. Не случайно многие художники обращаются к детскому творчеству как к неиссякаемому источнику искренности, непосредственности и художественной выразительности. Почему так привлекательны для меня уроки изобразительного искусства? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира, как творческая индивидуальность.